Все, что нужно знать для оформления наследства на квартиру

Смерть близкого человека – это всегда трагическое событие, а если она наступает неожиданно, то неприятное вдвойне. После прощальных обрядов встает вопрос о том, как проходит оформление наследственных прав на имущество умершего. Ситуация это совсем не рядовая, поэтому неудивительно, если вы растеряны и не знаете, как проходит данная процедура. В статье мы подробно расскажем, что нужно сделать, чтобы оформить квартиру, доставшуюся по наследству, в собственность.

Чем следует руководствоваться?

Основные принципы наследственного права изложены в Гражданском и Налоговом кодексах Российской Федерации, а также в соответствующих федеральных законах. Оформление наследства на квартиру должно проходить поэтапно, как это описано в ч. 3 ГК и НК РФ.

В этих документах четко обозначены сроки, когда наследник может обратиться за получением прав на имущество наследодателя. Сделать это необходимо в течение 6 месяцев, однако если по уважительной причине гражданин не смог начать процедуру оформления, то этот срок можно восстановить в досудебном или судебном порядке. Следует понимать, что действительно вескими причинами для этого будут служить тяжелая болезнь, нахождение в стационаре, проживание за границей и пр.

Процедура вступления в наследственные права одинакова для большинства случаев. Неважно, получаете ли вы имущество по закону или по завещанию, следует придерживаться изложенного плана действий.

Этапы оформления наследства на квартиру

Шаг 1. Получение свидетельства о смерти в органах ЗАГС или судебного постановления о дате, с которой человек числится умершим.

Шаг 2. Необходимо снять с регистрационного учета наследодателя и получить подтверждающие документы.

Шаг 3. Нужно обратиться к нотариусу – именно он будет проводить всю процедуру.

Шаг 4. Подготовка документов.

Шаг 5. Оценка стоимости наследуемой квартиры.

Шаг 6. Расчет и оплата государственной пошлины.

Шаг 7. Оформление права на наследство и выдача соответствующего свидетельства.

Шаг 8. Регистрация прав собственности на квартиру.

1 этап. Снятие с регистрационного учета

После смерти человека его нужно «выписать» из той квартиры, где он ранее проживал. Отметка о регистрационном учете имеется у каждого в паспорте, поэтому это действие является обязательным. Для начала следует получить свидетельство о смерти в органе ЗАГС. Эта бумага будет основой для получения последующих документов.

Итак, что нужно сделать:

  1. Обратиться в миграционную службу по месту прописки;
  2. Предоставить им свидетельство о смерти;
  3. Получить выписку о снятии с учета по причине смерти гражданина;
  4. Обратиться в жилищную организацию;
  5. Получить справку о последнем месте проживания с указанием данных его сожителей.

В результате этого этапа у вас на руках должно быть 2 документа: выписка из миграционной службы со специальной отметкой-подтверждением и справка с последнего адреса проживания.

2 этап. Обращение к нотариусу

Для того, чтобы получить свидетельство о получении права на наследство, нужно обратиться в нотариальную контору. Там будет открыто наследственное дело, а сам специалист проверит все данные и сможет оформить для вас документ государственного образца. Однако не все знают, в какую именно контору нужно обращаться в этом случае.

Здесь может быть несколько вариантов:

  • Если известно о наличии завещания, оставленного умершим, то лучше будет обратиться к нотариусу, который его оформлял;
  • Если наследование проводится на основании закона, то можно обратиться в контору по адресу проживания умершего (на момент смерти);
  • Также можно обратиться в контору, которая расположена по месту нахождения квартиры.

Чтобы узнать, где именно располагается нотариус, и какой именно сможет заняться вашим делом, обратитесь в городскую нотариальную палату, где вам подскажут точный адрес специалиста, которому вверено ведение таких дел. Также вы можете задать вопрос в любой нотариальной конторе или поискать информацию в Интернете. На сайте нотариальной палаты города имеется список всех контор, каждая из которых отвечает за определенный район, микрорайон, населенный пункт.

Сколько времени дается для оформления наследства на квартиру?

Ранее мы уже писали, что в течение полугода с даты смерти человека можно обратиться в службу для получения свидетельства, в котором будет указано ваше наследственное право. Не обязательно ждать окончания всего периода, вы можете обратиться в любой день в рамках этого срока.

Как правило, свидетельство выдается по окончании 6 месяцев, но в некоторых случаях процедура может пройти быстрее. Например, если все наследники соберут полный пакет документов раньше, то нотариус, убедившись в том что более претендентов на имущество умершего нет, сможет заверить ваши права на квартиру.

3 этап. Подготовка документов

Когда вы уже определились, в какую нотариальную контору обратитесь, следует заняться сбором необходимых бумаг. Основная сложность всей процедуры вступления в наследство заключается как раз в этом. Если возникают трудности, вы всегда можете обратиться в юридическую фирму, где вам подробно расскажут, как получить тот или иной документ. Кроме того, юрист может взять на себя полное сопровождение процедуры, и это сэкономит вам массу времени.

Полный перечень документов для оформления наследства на квартиру:

  • Свидетельство о смерти;
  • Выписка о снятии с регистрационного учета умершего;
  • Справка с указанием последнего места проживания наследодателя (или выписка из домовой книги);
  • Документы, удостоверяющие личность потенциальных наследников;
  • Доказательства родственных связей и основания для получения наследства (завещание или же свидетельство о заключении брака, о рождении, об усыновлении);
  • Документ, который определяет право наследодателя на рассматриваемую недвижимость: свидетельство о праве собственности, о праве на наследство, справка о выплате пая, договор купли-продажи, дарения, обмена. Тип документа определяется исходя из того, каким образом действующий собственник получил квартиру: по наследству, в виде пая в ЖСК, купил или же получил в дар и т.д.
  • Если недвижимость была оформлена в собственность до 31.01.1998, то потребуется также выписка из Департамента жилищной политики и жилищного фонда (ДЖПЖФ);
  • Выписка из ЕГРП;
  • Поэтажный план и экспликация на квартиру – это все можно получить в БТИ;
  • Выписка из Росреестра (кадастровый паспорт).

Для обычных ситуаций этого списка бумаг будет достаточно, однако если ваша ситуация нестандартная, то могут потребоваться дополнения, о которых обязательно сообщит нотариус или юрист.

4 этап. Оценка стоимости квартиры

Для чего нужно знать точную сумму? Во-первых, она указывается в свидетельстве о праве на наследство. Во-вторых, это число будет являться основой для расчета суммы госпошлины, которую вам нужно будет оплатить.

Оценка стоимости недвижимости проводится на дату смерти наследодателя. Есть 3 варианта, как узнать точную сумму:

  1. Взять кадастровый паспорт, в котором указан кадастровая оценка;
  2. Взять за основу инвентаризационную стоимость, которая отмечена в документации БТИ;
  3. Получить заключение о рыночной стоимости квартиры. Подобная оценка проводится только специализированной организацией, которая имеет лицензию на осуществление такого вида деятельности. Нотариусу в этом случае следует предъявить документ об оценке, а также копию лицензии.

Вы можете подать несколько бумаг с указанием цены квартиры, но в расчет в любом случае будет браться наименьшая.

5 этап. Расчет и оплата госпошлины

Коэффициент выплаты зависит от того, кто именно вступает в права наследства.

  • Для наследников первой очереди (супруги, родители, дети, полнородные братья и сестры) – 0,3% от стоимости квартиры, при этом сумма не может превышать 100 000 рублей;
  • Для наследников второй очереди (все остальные лица) – 0,6%, но не более 1 000 000 рублей.
  • К льготным категориям граждан относятся инвалиды I и II групп – они выплачивают только половину расчетной суммы.

Полностью освобождаются от уплаты пошлины:

  • Наследники, которые проживали с наследодателем в квартире до его смерти и не меняли прописку после;
  • Граждане, которые получают в наследство имущество от лиц, погибших при выполнении государственных обязанностей, подверженных политическим репрессиям, выполнявших долг гражданина РФ;
  • Несовершеннолетние и страдающие психическими расстройствами граждане.

Как правильно составить заявление для нотариуса

Фактически оформление наследства на квартиру начинается тогда, когда вы обращаетесь в нотариальную контору. Для получения свидетельства о праве на наследство необходимо подать заявление. Законодательство не предусматривает обязательны требований к его форме и содержанию. Но есть устоявшиеся правила:

  1. Вверху располагается так называемая «шапка», то есть основные данные: наименование и адрес нотариальной конторы, ФИО и адрес регистрации заявителя.
  2. Основная часть заявления включает информацию о наследодателе: ФИО, дата смерти, последний адрес проживания. Далее указываются данные наследника и обосновывается связь между гражданами.
  3. В следующем блоке следует перечислить имущество, которое подлежит передаче в наследство. В данном случае это квартира, и нужно приложить ее описание (адрес, площадь, количество комнат и пр.).
  4. В конце стоит формулировка просьбы о выдаче свидетельства о праве на наследство.
  5. Следует также привести перечень приложений (бумаг, которыми вы дополняете заявление).
  6. Обязательно нужно поставить дату и подпись.

6 этап. Выдача свидетельства о праве на наследство

Подача заявления является основанием для открытия наследственного дела. В рамках него нотариус проверяет предоставленные данные, убеждается в дееспособности заявителя, проверяет, насколько верна доказательная база. По прошествии 6 месяцев со дня смерти наследодателя он выдает ценную бумагу – свидетельство. Документ выполняется в 2 экземплярах, один отдается вам на руки, а второй вкладывается в наследственное дело.

Вот так выглядит образец свидетельства:

Как оформить наследство на квартиру через представителя?

Вы можете столкнуться с некоторыми трудностями: например, место открытия наследства будет расположено в другом городе или же у вас попросту не будет свободного времени. В этом случае вы можете выбрать доверенное лицо, официально оформить его статус, и тогда все действия будет совершать он. Это может быть юрист или ваш родственник.

Представитель должен обязательно иметь заверенную у нотариуса доверенность, в которой будет содержаться писок полномочий. Отозвать этот документ можно в любой момент, чтобы вести процедуру самостоятельно.

Что делать после получения свидетельства о праве на наследуемую квартиру?

Вам необходимо зарегистрировать право собственности на полученную недвижимость (или его долю) в Федеральной службе государственной регистрации, картографии и кадастра. Вы можете обратиться в филиал по месту нахождения объекта. При этом следует предъявить следующие бумаги:

  1. Паспорт наследника (или иное удостоверение личности);
  2. Полученное свидетельство о праве на наследство государственного образца;
  3. Техническую документацию на квартиру;
  4. Заявление о госрегистрации права собственности по установленной форме.

По прошествии некоторого времени вы получите подтверждение того, что являетесь собственником квартиры. На этом процедуру оформления наследства можно считать завершенной. Помните, что при соблюдении регламента вы сможете сократить сроки ожидания, а верно составленные документы будут служить надежной базой.

Назад